Проект «Бережливая поликлиника»


Проект «Бережливая поликлиника».

Первые шаги его внедрения в Брянской области

 

В конце 2016 года Минздравом России совместно с Росатомом запущен проект «Бережливая поликлиника». Сотрудники корпорации Росатом изучали опыт организации крупных заводов, таких как «Тойота», и пришли к выводу, что логику рационального построения этапов производства можно перенести на организацию работы первичных медицинских учреждений. Пилотный проект «Бережливая поликлиника» реализован в 6 поликлиниках (взрослых и детских) трёх регионов Российской Федерации: Ярославская область, Калиниградская область, город Севастополь, в целях оптимизации работы первичного звена медико-санитарной помощи, в том числе обеспечения доступности медицинской помощи, увеличения удовлетворенности оказанной медицинской услугой для пациентов, повышения эффективности рабочего времени медицинского персонала, включая врачей – педиатров участковых, терапевтов участковых, врачей специалистов, организации лабораторно-диагностических исследований, навигации пациентов в учреждении здравоохранения, повышении качества и результатов профилактической работы. В поликлиниках, реализовавших проект, осуществлены ремонты регистратур, дооснащение в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, выстроена новая логистика и навигация пациента в поликлинике.

Что же это такое – бережливое производство?

Бережливое производство – это и философия, которая основана на идее устранения потерь в процессах и принципах взаимозависимости, уважения и постоянного совершенствования; и действенная система простых решений, которая включает методы, подходы и эффективные инструменты, направленные на устранение потерь и оптимизацию процессов.

В регистратуру не дозвониться, записаться к врачу проблематично, поискать кабинет по этажам, высидеть очередь перед кабинетом нелегко даже здоровому человеку, не то, что больному... Все эти проблемы знакомы каждому, кто хоть однажды был вынужден обращаться в поликлинику. Но оказывается, что потери времени в поликлинике можно свести к минимуму с помощью инструментов производственной системы Росатома, которую сокращенно называют ПСР.

Этот проект направлен на выявление неэффективных технологических процессов в медучреждениях и их устранение. Об этом заявила Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова на заседании коллегии министерства 12 апреля т.г. Речь идет о совершенствовании логистики, менеджмента и комфортности предоставления услуг, которые должны повысить ресурсную эффективность работы поликлиник.

Ранее Президент России В.В. Путин обозначил одной из приоритетных задач в здравоохранении сокращение избыточной бумажной работы врачей и увеличение времени их работы напрямую с пациентами, а также создание более комфортной среды в поликлиниках для самих пациентов.

Для всей страны это важнейший пилотный проект, который позволит за полгода полностью переформатировать логистику технологических процессов.

Проект, осуществленный в нескольких региональных медучреждениях, уже признан эффективным и теперь этот опыт будет распространен на другие поликлиники страны.

Рецепты, предложенные специалистами производственной системы Росатома, типовые – электронная очередь, компьютеризация поликлиник и т.д. Ускорить работу регистратуры может колл-центр, чтобы сотрудники занимались посетителями и не отвлекались на звонки. Можно сделать запись на прием удаленной, через онлайн-систему. В ней же будет отражаться информация о статусе медуслуги — готовы ли анализы, например.

Другой аспект — маршрутизация и навигация. Можно выдавать информационные путевые карты, где подробно расписывается маршрут человеку, который пришел, допустим, на диспансеризацию. Таблички с указателями, цветовые линии навигации помогут ориентироваться по​сетителям, а клинике — направлять потоки людей и разделять очереди, прежде всего — больных и здоровых, они не должны пересекаться.

Таким образом, проект основан на трех китах: логистике, организации пациентопотока и временных стандартах процедур. Все процессы подчиняются правилам 5С, известным каждому пээсэрщику: убери лишнее, разложи все по местам, приведи в максимальную готовность, стандартизируй и совершенствуй.

Весь процесс визуализируется, что является стандартной практикой для ПСР-предприятий: текущее состояние, проблемы, целевое состояние, пред​ложения.

В Брянской области, как и в других регионах, для участия в проекте выбраны две поликлиники – взрослая – Брянская городская поликлиника № 4 и детская Брянская городская детская поликлиника № 2.

Проект рассчитан на период с 15.06.2017 по 25.12.2017.

Проект «Бережливая поликлиника» решает проблему сервиса. Он вплотную не касается проблемы качества оказания медицинской помощи, но нам важно, чтобы пациентам стало удобнее перемещаться, чтобы они быстрее находили нужные кабинеты и целесообразно проводили время в поликлинике. В тоже время рабочие места медицинских работников должны быть грамотно организованы.

Сейчас для пациентов вывешены Листы проблем и Листы предложений, куда можно вносить свои предложения. Направления описываемых улучшений могут касаться любого аспекта деятельности наших поликлиник. Мы будем благодарны за ваши предложения!

ГБУЗ "Брянская городская детская поликлиника №2"

г. Брянск, ул. Советская, 14

телефон / факс (4832) 74-32-56

©2019 ГБУЗ "Брянская городская детская поликлиника №2"